Управление фото

Форма входа

Подписка на новости


Обратная связь

(c) ArtVolna. Использование материала без письменного согласия автора не допускается.

 

Ада Бернатоните - руководитель киноклуба «Латерна Магика», доцент кафедры отечественной истории и культурологии Томского Государственного Педагогического Университета, кандидат искусствоведения, киновед, и просто удивительный человек, с которым мне посчастливилось познакомиться и пообщаться.

В киноклуб я попала случайно. В этом же здании находится студия фотографии, где я выбираю себе ту или иную технику для увлекательных прогулок. Был субботний майский вечер. Я гуляла в центре города под мелким дождиком, который постепенно превращался в ливень, заставляя меня поискать место, где можно было бы согреться. Этим местом оказалась "Академия фотографии" - симпатичный кирпичный особняк на улице Гагарина.


Пока я находилась в фойе студии, рассматривая висящие на стенах шедевры фотомастеров, в соседней комнате была лекция об истории кино. Звучал твёрдый, уверенный контральто. И звучал достаточно громко. Если обладателя этого голоса поместить на сцену огромного театра, то можно смело уйти в самую дальнюю галёрку или выйти за пределы зрительного зала, закрыв за собою дверь, не боясь, что чего-то не услышишь. Я стояла в одном конце коридора, а из другого доносилась красивая пламенная речь; и я замечала, как расширяются границы моего скудного кругозора.  Много нового поведал мне голос: и об искусстве кино, и о временных и стилистических границах, и об особенностях мужских и женских персонажей. Далее я расслышала: "Лекция окончена. Через некоторое время мы будем смотреть фильм "Насмешка". Кто хочет, может остаться". Осмелившись, я вошла в зал...

 

 Очень приятная, тёплая, дружеская обстановка... Интересные люди, пришедшие посмотреть кино... Именно посмотреть хорошее кино, а не похрустеть поп-корном, смачно запивая его колой. Гостям киноклуба предлагался горячий чай и булочки. Яркая женщина в чёрном костюме, фиолетовом пончо и красном галстуке произнесла вступительное слово о предстоящем фильме. Затем начался просмотр.

 

Доминантой вечера был не сам просмотр (ведь любой человек может скачать любое кино в интернете и посмотреть его дома); самым важным и интересным моментом было именно обсуждение, обмен мыслями. Мнения людей. Мнение Ады, харизма которой завлекала и уволакивала в самые дальние уголки сознания. В этой чудесной комнатке я провела замечательный вечер. А благодаря Аде полюбила и узнала, что такое хорошее кино.

 


 

 ИНТЕРВЬЮ

"Без кино нет жизни..." (Ада Бернатоните)

 

 

Ада, у Вас необычное имя. Осмелюсь спросить, оно настоящее или это псевдоним? Расскажите, откуда Вы родом? Как оказались в Томске?

Ада. Очень многие думают, что это мой псведоним, а некоторые говорят: "Подходящее имя для той деятельности, которой она занимается". Но на самом деле очень банальное имя для Литвы. /улыбается/

Вы из Литвы?

Ада. Да. Мой отец из репрессированных в сталинское время, а по матери я еврейка. Но они репатриированы были во времена царя Гороха и Николая II. В Прибалтике еще во времена Екатерины была насильственная германизация евреев, и у меня со стороны матери практически у всех родственников такие "еврейско-немецкие" фамилии. По всей видимости, по материнской линии корни у меня прибалтийские, скорее всего, латвийские.

Вас тянет в Прибалтику?

Ада. Меня туда не тянет, просто есть гражданство, квартира, и появилась идея написать монографию по литовскому кино. Ну зачем-то же мне это гражданство дано? Тем более, что у меня есть острое желание писать, заниматься серьезными исследованиями и впоследствии защитить докторскую диссертацию. Возможно, уеду в Прибалтику на год.

А далее? ;)

Ада. Вообще, я хочу жить в очень тихой, уютной стране, в домике у моря, слушать шум волн, выращивать тюльпаны, писать стихи, путешествовать, любить... и по возможности снимать документальные фильмы о кино и интересующих меня аспектах культуры, составлять киносправочники, а может быть даже и "сотворить" монографию по истории кино. Конечно, она будет предельно субъективной, но не безынтересной.

Какие страны рассматриваете, если не секрет?

 

Ада. Грецию, Болгарию, Хорватию. На самом деле, страна не важна. Главное, чтобы место было не презентабельным и не очень громким, и чтобы меня никто не трогал /улыбается/. Я смогла бы погрузиться в свой внутренний мир... У меня очень странный психотип: я экстравертированный интроверт. Легко общаюсь, легко вступаю в контакт, но очень быстро замыкаюсь, иногда даже совершенно неожиданно для самой себя. Мне совершенно всё равно, кто рядом со мной, я с любым могу найти общий язык, но при этом очень люблю одиночество.

Ада, как Вы попали в Томск?


Ада. Я всегда здесь жила и даже умудрилась здесь родиться. Надо по-другому вопрос задавать: почему я никак не могу уехать из Томска? /улыбается/

Что-то Вас здесь наверное держит...

Ада. Собственно говоря, ничего не держит, просто я нашла здесь свою нишу. Мне в Томске достаточно удобно и уютно. Вообще, я не считаю, что человека кто-то или что-то держит. Всё дело во внутренней свободе. Просто условия, те идеальные условия - а мне обязательно нужны идеальные условия, поскольку я перфекционист, - для отъезда, на мой взгляд, складываются именно сейчас. Когда-то давно я пыталась уехать в Израиль, затем в Москву, но тогда я была очень молода и только закончила ВГИК... Никогда не мечтала о Литве, и, собственно, это не та страна, где я хочу жить, но меня тянет туда, потому что детство прошло на литовском хуторе, и какие-то моменты в литовской культуре мне интересны и я готова над ними работать. Но жить бы я там не хотела. Скажем так: изнутри исследовать этот культурный срез, что-то внутри себя понять и поехать дальше.

Я очень симпатизирую литовскому композитору и художнику Чюрлёнису. А Вы?

Ада. /разливает чай/ - Микалоюс Константинас Чюрлёнис - это визитная карточка Литвы (не умею разливать чай, но очень его люблю). В прошлом году я отдыхала на курорте, в Друскининкае - это родина Чюрлюниса. Была в его Доме Музея, на концерте... Думаю, что сделаю очень неплохую передачу о нём, наверное, даже в этом году.

Что ж, буду ждать :)

Ада. Чай очень нежный...

 
Когда за окном холодно и дождь, очень приятно сидеть в кафе и пить чай... Как Вам город Томск? Есть ли любимые места?

Ада. Да. Академия фотографии.

И всё? ;)

Ада. Еще Якудза-суши и ТЮЗ. Это правда, я совершенно не лукавлю. Не люблю гулять по городу без цели, с самого детства. Для меня "пойдем погуляем" нечто из разряда преступления. Мне нужна чётко поставленная задача для того, чтобы я её решила. У меня есть определенные места, где мне приятно находиться. Пожалуй, я их назвала.

Прим.: В Якудза-суши мы как раз беседуем. ТЮЗ - Театр Юного Зрителя.


Как Вы относитесь к интернету, в частности, к социальным сетям?

Ада. Я к ним очень хорошо отношусь. Потому что мне не нужно лихорадочно искать информацию. В контакте у меня уже 4000 фильмов на странице и около 1000 аудиозаписей. Здесь же я нахожу рецепты блюд, схемы для вышивок и так далее. То есть всё, что мне нужно, я легко обнаруживаю в социальных сетях. Я прекрасно понимаю, что это большая помойка, но, с другой стороны, если к этой помойке относиться целенаправленно, то она очень даже помогает решить некоторые задачи. Например, если заболел мой кот, я чётко знаю, к кому нужно обратиться; я знаю, куда заглянуть, если мне захочется приготовить необычный суп. В этом плане я хорошо отношусь к социальным сетям. Реклама, общение, знакомства - что ещё нужно для социальной сети? Я очень счастлива, что есть Контакт, так как через него я вышла на Андрея Шемякина - председателя гильдии киноведов России. Он из Вильнюса, и я хотела бы очень многие интересные вещи ему предложить. Мне приятно, что мы смогли найти друг друга. Хотя в социальных сетях, конечно, немыслимое количество придурков :)

Меня всегда интересует момент творчества, момент возникновения авторского замысла. Как созрела идея создания киноклуба? Что Вас вдохновило, осенило, направило в нужное русло?

12
Ада. А никак не созрела :) Меня пригласили в 2002 году в ТУСУР; на тот момент у меня не было ни работы, ни какого-то социального статуса, и я с удовольствием согласилась. Потом втянулась, показывала кино в "Аэлите", понимая, что альтернативных вариантов у меня нет. Затем самостоятельно занималась кинопоказами, снимала маленькую комнату и платила за аренду достаточно большие деньги. Собственно говоря, работала каждый день, и всё, что зарабатывала, отдавала за аренду. Но это всё ерунда. Сейчас я понимаю, что больше так я работать не хочу. Мне кажется, я выполнила свои цели и задачи. Я альтруист до мозга костей, у меня никогда не было коммерческих задач, хотя, конечно, хотелось, чтобы за это удовольствие ещё и платили. Каким-то образом я выживала... Сейчас я понимаю, что тех, кто хотел со мной общаться и смотреть кино, я научила смотреть кино, и думаю, что они готовы обходиться без меня. А может быть, я просто устала и мне требуется отпуск.


Прим. ТУСУР - Томский Университет Систем Управления и Радиоэлектроники.
Аэлита - зрелищный центр (показ фильмов, концертов и др.)


У Вас есть какая-нибудь деятельность, кроме *киношной*?

Ада. Я преподаю в Педагогическом Университете историю и теорию культуры, эстетику, мифологию, культурологию - практически весь цикл гуманитарных предметов. Правда, мне несколько наскучило просветительство. Я на грани того, чтобы поменять род деятельности. Видимо, свои экстравертированные возможности я исчерпала, теперь хочу работать с бумагой, камерой и фактурой. Одним словом - не на публику, а ДЛЯ.

По какому принципу Вы выбираете фильм к предстоящему показу? На что опираетесь, чем руководствуетесь?

Ада. По страноведческому. В ТЮЗе я показываю кино этнического плана. Мы смотрели фильмы Израиля, Ирана, Турции, Грузии, Литвы, Греции. В Академии Фотографии одно время наслаждались фильмами, получившими престижные премии, например, премию "Гойя"; сейчас смотрим фильмы, отмеченные премией "Сезар" (Франция). Раньше я подбирала киноленты по настроению. Для меня не важно было, объединены ли они общей темой, одним режиссером или одним актером, но я понимала, что существует неуловимый внутренний принцип между всеми фильмами, и этот принцип - духовное единство. Это фильмы, которые по-разному говорят об одном и том же: например, тема предательства, тема отношений мужчины и женщины, семейные проблемы и прочее. Я брала какую-то проблему, которая проходила сквозной нитью через всю подброку месяца. Это было достаточно интересно. Я против того, чтобы показывать подряд фильмы одного режиссера, потому что здесь очень важен процесс знакомства. Человек познакомился с творчеством режиссёра, и он либо приходит к нему, либо нет, а дальше ему его навязывать не имеет смысла.

Что значит *лучший стиль*?

Ада. Я не знаю, что такое "лучший стиль", я знаю, что такое "стиль". Это свой, ярко индивидуальный взгляд на вещи. И не важно, где он проявляется: в одежде, манере поведения (речи), в том, чтобы что-то сделать своими руками (создать фильм или нарисовать картину). Есть очень хорошая карикатура: Пикассо и Дали смотрят на яйцо, но один рисует четырехугольник, а другой яичницу на дереве. Вот что такое "свой стиль". Мы смотрим на одни и те же вещи, но понимаем и воспринимаем их по-разному, и себя в этом контексте подаём таким образом, каким нам позволяет сделать этот "наш" стиль. Стиль - это трансформация мира, метаморфоза обыденных вещей в суть твоего "я".

Отличнейший ответ!

Ада. Импровизация! ;)

Это одно из прекрасных качеств в человеке! :)

Ада. Я тоже так думаю. Потому что когда готовишься, думаешь: "это не то, это не так..."

Кстати, а почему Вы выбрали кино, а не живопись или танец?

Ада. Очень сложно себя представить на месте оперного тенора/баса или Майи Плисецкой. В ситуации с кино у меня полное вживание, идентификация с героями. С ними я чувствую духовное родство, человеческие желания. Без кино не было бы меня. С самого раннего детства я была очень одиноким ребенком, с 5-ти лет чувствуя ненужность никому. В кинотеатре *Октябрь* работал друг моей бабушки, а рядом были кассы аэрофлота, где работала подруга моей матери. Я заходила в кассы, и женщина мне всегда дарила коробку конфет. Это было птичье молоко. Я брала эту коробку и шла в кинотеатр, куда меня пускали бесплатно. Три-четыре раза в неделю я ходила в кино с коробкой конфет. С тех пор я люблю кино и птичье молоко :) Для меня кино стало спасением от одиночества. Сидя в кинотеатре, я ощущала своё абсолютно тотальное одиночество и отгороженность от мира, а то, что происходило на экране, было формой моего общения. Соединение несоединимого. Кино располагает как к одиночеству, так и к общению. Для меня кино оказалось идеальной формой выживания. Мне очень жаль современную молодежь - по той причине, что у неё нет таких увлечений, которые бы перевернули весь мир. В наше время эти события случались чаще. Мы были ограничены в возможностях, но у нас были те модели проживания, которые потом становились образом жизни и профессией. Естественно, никто в жизни не предполагал, что кино станет для меня ВСЕМ.

Есть ли такой фильм, который Вам долгое время нравился, а потом разонравился?

Ада. Да. Это фильм "Осенняя соната". Он всегда являлся индикатором моего внутреннего состояния. Фильм-психоаналитик, решающий все проблемы... раза с 25-го :) На 26-той раз я его уже не смотрела.

Я запомнила. Может, и мои решит? ;) А какой режиссер Вам импонирует?

Ада. Мой любимый или просто импонирует?

Скажите, как чувствуете.

truffobergman

Ада. У меня есть два имени, которые для меня практически святыни. Это Франсуа Трюффо и Ингмар Бергман.

Если говорить про современную режиссуру, то это прежде всего Шарунас Бартас, и не потому, что он литовец, а потому, что он удивительный режиссёр, и, на мой взгляд, удивительный человек. Он понял некую сверхприроду кинематографа. Если бы у него было побольше мании величия и миссионерской функции, он бы сделал так, что после него кино не имело бы смысла снимать. Это на уровне мистики. Смотришь и понимаешь, что это - единственное правильное, единственное верное, единственно возможное, но как? Как он до этого дошел - совершенно не понятно. Кроме Бартаса я не могу назвать кого-либо, кто бы меня так сильно ударил по мозгам за последнее время.

Ада, как Вы относитесь к современному кинематографу?

Ада. Плохо. У меня была иллюзия того, что русское кино пойдет по женской линии, потому что был период, когда появилось очень много хороших женских фильмов. Вера Сторожева, Оксана Бычкова, Анна Меликян... Мне казалось, если они станут в кинематографе своеобразными ориаентирами, то у российского кино интересный путь. Но они не стали.

Фильмы режиссера Звягинцева Вам нравятся?

Ада. Я плохо отношусь к Звягинцеву. Считаю, что у него через край бьет "тарковщина", но это мое личное мнение, хотя не единичное. Звягинцев вошел в сотню лучших режиссеров XXI века, единственный из российских режиссеров.

Если бы Вы были режиссером одного-единственного фильма, о чем бы он был?

Ада /после кратковременного молчания/. Мой фильм был бы о том, что человек не должен жить прошлым, но без прошлого нет той личности, которая есть сегодня. Мой фильм был бы о природе прошлого, которое мы ненавидим, на которое мы ориентируемся, которое мешает нам жить, но без которого мы были бы не мы. Возможно, это своеобразная "бергмановщина".

Я прочла некоторые отзывы о Вашей деятельности, и один из них звучал так: "Всегда было интересно посмотреть хорошее кино и пообщаться, а потом идти до остановки с каким-то новым ощущением внутри себя. Это все равно, что сделать глоток свежего воздуха".

А у Вас случались особенные моменты - когда после показа Вы шли до остановки, испытывая безумную, вселенскую радость и головокружительный инсайт? :) Если да, что вызывало эти чувства? И наоборот - были ли курьёзы во время работы, которые приводили к внутреннему опустошению? Можете ли рассказать парочку самых запомнившихся случаев?


13Ада. У меня было такое в раннем периоде, когда я выходила из "Аэлиты" и переживала, что сегодня обсуждение прошло недостаточно интересно, и я где-то совершила ошибки. Либо наоборот: выходила и радовалась, потому что всё было здорово! Публика была чрезвычайно неоднородная, народу было много, поэтому каждый раз я уходила с разным настроением. Сейчас люди достаточно стабильны, и моё собственное настроение можно легко уловить. Ну и, соответственно, настроение публики. Был один странный случай, с налётом негатива, но при этом очень забавный. Моя подруга выложила на одном форуме расписание кинопоказов, затем звонит мне и говорит: "Тут какой-то придурок на форуме отметился и пишет, что был он однажды "у вашей Ады" на сеансе, "ни фига она в кино не понимает, одни ужимки, прыжки, дурацкие жесты". И поставил подпись: "Разголов". В общем, ник тоже какой-то дурацкий. Мы ему ответили: "Ада, в отличие от некоторых, громкими именами не прикрывается. А если нужен телефон Разлогова - обращайтесь, он у неё оппонентом был на диссертации и совершенно противоположного о ней мнения". И, похоже, тот же самый тип потом ещё два раза засветился. На "Эхо Москвы" он снова написал: "Нихрена ваша Ада в кино не понимает и ничего у неё нет, кроме амбиций". И я ему ответила: "Полностью согласна и по поводу того, что ничего не понимаю в кино, и по поводу того, что слишком много амбиций, но немного понимаю в руссом языке: *ни* с *хреном* пишется раздельно". Далее он написал следующее: "Ваша Ада НИ ФИГА не понимает ни в философии, ни в культурологии, ни в этике, ни в эстетике, ни в истории искусств". В общем, перечислил все предметы, которые я преподаю /смеётся/. Я уже махнула на него рукой, ибо это паранойя. Более того, мне хотелось сказать: "Молодой человек, а вы, похоже, мой поклонник, и чётко отслеживаете мой образ жизни, просто по пятам за мной ходите!".

Да, забавный случай, если легко к этому относиться! :)
Задам свой любимый вопрос, который я задаю всем в обязательном порядке. Если бы у Вас была возможность провести один вечер в уютной обстановке, за чашечкой кофе/чая/какао с какой-либо известной личностью – кого бы Вы выбрали? С каким известным человеком Вы особенно хотели бы познакомиться и пообщаться по душам? В данном случае речь идёт как о ныне живущих персонах, так и о тех, кого с нами уже нет, поэтому можно ничем не стеснять свою фантазию
.

pazoliniАда. Мне много чего есть спросить у Пьера Пазолини. Очень многие вещи в его творчестве я открывала как озарение. Я сначала доходила до каких-то аспектов, а затем находила это либо у него в мемуарах, либо у Мирче Эллиаде. Очень многие вещи мне предвиделись на интуитивном уровне. Я пустила такой слух  (и - самое интересное - этот слух распространился): когда я защищала кандидатскую, сделала акцент на том, что смерть Пазолини - это осознанный акт самоубийства. Пазолини, как человек глубоко верующий, - хотя он всегда о себе говорил как об атеисте, - заказал себе эту смерть. Поэтому столько странных и немыслимых до сих пор слухов по этому поводу... Пино Пелози, который отсидел не один десяток лет за убийство Пазолини, вышел из тюрьмы и сказал: "Я его не убивал". Так что было бы очень интересно побеседовать с Пазолини, о его отношении к миру, о его отношении к женщинам, о его гомосексуализме, о его эстетике безобразного, о его смерти и его жизни. Одним словом, эта личность не перестает будоражить моё сознание.

Если бы Вы хотя бы на один день стали "мессией", к чьим словам внимательно прислушиваются, к чему бы Вы призвали людей нашей планеты? Как Вы считаете, к чему должны стремиться люди?

Ада. Я практически каждый день мессия! :) Но вы знаете, Настя, без ложной скромности, я устала быть мессией, поэтому снимаю с себя эти функции. Я уже достигла поставленных целей. Те, кто хотел смотреть фильмы со мной и без меня, уже на достаточном уровне развития, чтобы это делать самостоятельно.

Люди, абсолютно все, должны стремиться к тому, чтобы у них была какая-то идея-фикс. Когда у них есть эта идея-фикс, и не важно, в чём она выражается -  в воспитании ли своего ребенка, в увлечениях творчеством и тд, - им некогда убивать, насиловать, грабить, рассуждать о том, какая плохая власть и прочее. Считаю, что все люди должны быть по-хорошему шизофрениками, чокнутыми на чем-либо, и тогда, вставая по утрам, они будут улыбаться, потому что у них есть эта идея, и каждый день они что-то совершают полезное.


Люди должны стремиться сделать свою жизнь творчеством, поставить знак равенства между обыденностью и миром воображения, делать то, что им хочется и никого не слушать. Тогда, рано или поздно, творчество принесёт дивиденды.

Хороший пример тому, как не надо жить - фильм Такеши Китано "Ахиллес и черепаха". Герой Китано всё время кого-то слушал, потому и семью погубил, и не состоялся как художник. Благо, жена его любила и сделала мужа объектом своего творчества.

Почему большинство людей несчастны, как Вы думаете?

Ада. Потому что несчастным быть легко. Легко опускать руки и говорить "пожалейте меня", легко говорить "все виноваты", а ты попробуй наперекор обстоятельствам быть счастливым и оставаться самим собой в любой ситуации! Отстранись, закрой глаза, внутренне измени ситуацию, и она изменится внешне. Это мое совершенно чёткое убеждение. Человек, который, без ложной скромности, прошел практически через все круги ада, через какие только можно пройти, в дальнейшем может почувствовать себя счастливым.

Ада, а Вы счастливы?

Ада. Да, я считаю себя счастливым человеком, потому что постоянно работаю над собой. Иногда люблю поорать, выкидывая из себя отрицательные эмоции. Когда человек сдерживает в себе негатив, он рано или поздно выливается в истерику, или закончивается инфарктом. Либо оседает внутри и превращается в рак или во всякие другие болезни. Я не позволяю себе этого. Отследить изменение моего настроения иногда бывает довольно сложно. Я могу смеяться, а через пол часа плакать, наверное, это признаки шизоидной натуры. Но мне кажется, шизофрения не диагностированная, а в контексте зацикленности на чем-то - это хорошая штука.

Что бы Вы хотели успеть сделать в этом году?

Ада. В этом году у меня достаточно много планов. Я хочу выучить литовский, усовершенствовать французский и итальянский, посмотреть как минимум 200 фильмов, написать достаточно много статей (у меня уже составлен план), прочитать курс лекций в польском театре в Москве под руководством Евгения Лавренчука, познакомиться с Андреем Шемякиным и уехать в Литву делать монографию по истории литовскому кино, а так же делать передачи по литовской культуре.
10
Что Вы можете пожелать творческим личностям, которые хотят себя попробовать в том или ином русле, опираясь на свой богатый опыт?

Ада. Я не помню, чьи эти слова, но я немного перефразирую: любить творчество в себе, а не себя в творчестве. Только тогда, когда человек фанатично будет предан своему делу, очень часто о себе забывая, только тогда он добьётся результата. Всегда следовать зову собственного я, а не подстраиваясь ни под кого, не ориентируясь ни на какую критику, тем более, если она не конструктивна. Критика вообще очень хорошая вещь, она ориентирует художника в пространстве, указывает ему модели движения. Если же критика не конструктивна, то на нее вообще не стоит обращать внимание.

На этом мы закончили нашу беседу, вышли из кафе и разошлись. Ада сказала, что любит ездить на трамвае и ушла в сторону трамвайных путей :) Я долго смотрела ей вслед, осознавая, что в современном мире без духовности действительно как без свежего воздуха. И такие люди, как Ада, дают нам дышать.

 

Май, 2013 г.

 

Гостиная