Управление фото

Форма входа

Подписка на новости


Обратная связь

Свет и объем в фотографииИскусство фотографии (как вещает нам Википедия, с древнегреческого это "свет+пишу") является искусством светописи. И как живописец придирчиво оценивает краски и кисти, а график - карандаши и тушь, так и мы, не мудрствуя лукаво, придирчиво оцениваем предоставленный нам в распоряжение свет.

 

Мы адекватно воспринимаем форму и объем предметов в пространстве, независимо от освещения. В фотографии дело обстоит иначе. На фотоснимке мы видим уже плоское, двумерное изображение. И важную роль в передаче ощущения объема начинает играть освещение в момент съемки.

 

Свет, падая на объект, создает освещенные и затемненные области - рисунок светотеней, который зависит от размера и положения источника света в пространстве. От угла падения лучей света зависит размер, направление и глубина теней. От того, как будет падать свет на снимаемый объект, зависит восприятие будущего изображения на плоскости. Для примера рассмотрим схематичное освещение простого геометрического тела – шара.

 

При фронтальном освещении объем проявляется очень слабо, и невозможно однозначно сказать, что это, круг или шар? Какая-то плоская округлая фигура.

фигура шара

Теперь сместим источник света в сторону и немного вверх, чтобы свет был направлен по диагонали. Что мы видим? Большинство людей будут однозначны в своем мнении – это объемная фигура – шар!

фигура куба

Это правило пришло в фотографию из изобразительного искусства, где вопросам передачи пластики и объема с помощью игры света и тени уделяется очень большое внимание. Теперь рассмотрим два портрета, снятых с различным освещением. первая фотография снята со встроенной вспышкой фотоаппарата, свет в данном случае фронтальный. Изображение плоское, объем передается плохо.

Портрет в фотографии 

На втором снимке источник света находится немного сбоку и сверху. Сразу видно различие в передаче объема и пластики лица. Девушка даже сменила позу ради такого случая :)

Объемный портрет в фотографии

Из этого всего мы делаем вывод: объем объекта съемки лучше всего передается при освещении его с направления, отличного от оси объектива, косыми лучами света.

 

Полезные советы