Управление фото

Форма входа

Подписка на новости


Обратная связь

(c) ArtVolna. Использование материала без письменного согласия автора не допускается.

Перекрёсток времён
 

Олег Лещинер

Город Томск становится все интереснее и красивее, а хорошеет он благодаря новым зданиям, которые проектируют, а затем возводят люди, живущие в этом прекрасном городе. Один из них - Олег Лещинер. Вообще, к архитекторам я отношусь с особым трепетом, потому что родилась и выросла в семье архитекторов, и многих зодчих города знаю с детства. Здания, построенные Олегом, эффектны, величественны и грациозны. Когда находишься рядом с ними, создается впечатление, что попал в сказку...

 
Я называю их *томские небоскребы*. Это торговый центр *Биг-Сити*, гостиница *Тоян*, театр *Версия* и многие другие объекты, почерк автора которых вполне узнаваем. Возле них хочется останавливаться, чтобы рассмотреть более детально. Особенно можно позавидовать тому, кто в городе впервые!
 
- Олег, чем Вы объясняете бурное развитие зодчества в настоящее время и его отсутствие, скажем, 20 лет назад? И как Вы относитесь к противопоставлению старой и новой архитектуры нашего города?
 
Олег Лещинер. Архитектура много лет не была востребована, и как вид деятельности сознательно игнорировалась. В советское время было понятие "бумажная архитектура", и она противопоставлялась тому, что строится. Но художник может рисовать "в стол", пока к нему не придет признание, а архитектор очень зависит от социума, и для того, чтобы расти, должен строить. Архитектуру нужно воспринимать с разных ракурсов, в ней надо жить, это совершенно самостоятельный вид искусства, и опыт удачных преобразований архитектурного образа нашего города приходит постепенно. Для реализации замысла зодчего нужны большие деньги. Даже на маленький домик суммы нужно затратить немалые.
 
Реально меняя и формируя лицо города, архитектор вынужден считаться с мнением власти, контактировать с ней, находить общий язык. Всех этих составляющих много лет не было: денег не было или на архитектуру их никто не хотел тратить. Власть не была заинтересована в наличии зодчества как вида искусства. А архитектуру советских времен, даже ту, которая декларировалась как уникальная, можно назвать сомнительной.
 
- Какие еще составляющие, кроме финансов и самочувствия левой пятки власти, влияют на архитектуру?
 
Олег Лещинер /улыбается/. При советской власти на резолюцию еще и влиял цвет карандаша: красный - "немедленно исполнить", синий - "предварительно переговорить", другие цвета - "как получится". Архитектура – синтетическая деятельность, на которую влияет все: мировоззрение, философия, морально-этическое состояние общества в целом и каждого автора в отдельности. Нет ничего, что не влияло бы на архитектуру. Большое значение имеет дух места. Надо почувствовать место, чтобы что-то спроектировать.
 
- Как Вы определяете стиль проектируемого здания? Есть ли вообще такое понятие, как "стиль" в архитектуре?
 
Олег Лещинер. В архитектуре нет определенного стиля, как и в одежде - есть свобода или ее ощущение. Каждый автор формирует свой стиль, каждый архитектор узнаваем. Все зависит от личности автора: началась эпоха проявления индивидуальности, следование не стилю, а внутренним пристрастиям. Например, в большинстве городов есть районы, которые возвели фронтовики, когда вернулись с войны. Строили очень маленькие, скупо декорированные, но удачные дома. Наверное, дело в состоянии души, настроении, мыслях, вкусе: вернулись победители, счастливые люди. Они верили, что дальше жизнь будет светлая и ясная. Смотрели, что получается у других, перенимали, что нравится. И не делали ничего лишнего. Мой учитель по рисунку говорил: «Вкус – это когда чувствуешь лишнее. Штрихуешь, штрихуешь – и понимаешь: все, хватит».
 
- Мне бы хотелось, если Вы не против, немного поговорить о замыслах и воплощениях самых популярных в Томске объектов, построенных Вами. Расскажите, как Вы задумывали торговый центр *Биг-Сити*? На торговый центр здание совсем не похоже, скорее, на сказочный дворец!
 Торговый центр Big City
Олег Лещинер. Я не против :). Задумывал как продолжение того, что там должно было бы быть построено, если ход истории, в том числе и истории архитектуры в нашем городе, развивался бы естественным образом. Мы попытались вписать свое архитектурное творчество в историческую среду, избегая прямого цитирования, и собрали его из простых геометрических форм. Выбрали голубой цвет. Окна зданий не бывают такого цвета, а здесь они всегда небесного цвета.
 
- Иногда когда смотришь на некоторые деревянные постройки, создается ощущение, что что-то сделано в историческом стиле, но на деле это стилизация. Как Вы относитесь к попытке подражания?
 
Олег Лещинер. Плохо. Эти попытки обречены на неудачу: делают другие люди, другими руками, другими материалами. Когда ту же резьбу создают по образцу, видно – это делалось в XIX веке, а это - вчера. И дело не в старении дерева. Невозможно просто и коротко объяснить, в чем разница. Но она во всем. Хотя, казалось бы, одно и то же. Как человек это видит - не вполне понятно. Те, кто пытается это объяснить, заведомо сами не пытались ничего сделать, поэтому им кажется, что объяснить легко… Вроде в проектировании есть простые вещи, объективные методики, расчёты. Все им следуют. Но один человек талантливый, другой нет.
 
- Вернёмся к Вашему детищу - *Биг-Сити*. Я заметила, что шпиль на здании достаточно характерен для томских строений...
 
Олег Лещинер. Это действительно так. Наш проспект Ленина имеет форму не совсем прямую и часто эти угловые завершения как раз замыкают перспективу с разных ракурсов.
 
- Согласна, объект преобразил и украсил *не совсем прямую* площадь. Cобственно, неровности площади, когда едешь в маршрутке, особо не замечаешь, всё внимание приковывают вертикальные доминанты здания, отделяющие один участок улицы от другого. А узкие овальные окна, арки, шпиль создают ощущение лёгкости и полёта. Чего не скажешь о зданиях с квадратными окнами, которые, наоборот, приземляют.
 
Олег Лещинер. Мы на это и рассчитывали - на отвлечение внимания от площади чем только можно :) Строение *Биг-Сити* будет стоять еще долго, внешне оно меняться, надеюсь, не будет.
 
- А внутренне? Я заходила туда однажды, по ощущениям тесновато...
 
Олег Лещинер. Со временем придется создать внутреннее пространство более просторным и удобным.
 
- Что ж, будет повод нанести туда визит ещё раз, для сравнения :) Перейдем к другому Вашему объекту. Очень симпатично здание театра *Версия*. Оно напоминает воздушное пирожное-безе :) Или кусок торта :) Как строился этот элегантный дом?Театр ВерсияОлег Лещинер. Интересная ассоциация :) Изначально "безе" проектировалось не как театр, а как фитнес-комплекс. Но на стадии проектирования заказчика "переклинило", и архитектурное решение было оперативно скорректировано.
 
- Вот оно - вмешательство индивидуумов в задумку архитектора! :) А кто выполнял барельефы?
 
Олег Лещинер. Томский художник Геннадий Скочилов. А поместить барельефы на фасаде здания - идея заказчика Ивана Тютрина. Эта личность артистичная и прелюбопытная, и это мой первый заказчик. Мне было очень приятно с ним работать, несмотря на его колебания. К решению утилитарных проблем он подходит творчески, мы много вариантов с ним обсуждаем, общаемся, он вносит разнообразные предложения. Замечу, что особенности и тонкости проектирования театральных объектов он знает несколько лучше, чем я. А это очень интересно - учиться у своего заказчика. Вообще, располагать барельефы на фасаде - это традиционный подход к оформлению зданий подобного назначения, многие театры исторически так украшены.
 
Барельеф (фр. basrelief) - выпуклое изображение отдельных человеческих фигур; целых групп или каких-либо предметов. 
 
- Фигуры намекают на происходящее внутри...
 
Олег Лещинер. Поэтому на здании театра они уместны.
 
- Да, красиво смотрится и дорого. Все элементы здания устремлены вверх и создают ощущение обтекаемости, плавности и... торжества.
 
Олег Лещинер. Там и интерьеры красивые. Я в их отделке не участвовал, но могу сказать, что вкус Ивана проявился в полной мере. В помещении создана настоящая атмосфера театральности. Актеры, приезжающие на гастроли в этот театр, так же говорят об удобной сцене и наличии современного технического театрального оборудования. И это тоже заслуга Ивана Тютрина.
 
Справка: Иван Тютрин построил театр *Версия* для своей жены, которая в настоящее время является ведущей актрисой. 
 
- Я знаю, что новое общежитие ТГУ (Томского Государственного Университета), напоминающее 5-ти звездочный отель, тоже запроектировано Вами. Знание совершенно иное по стилю. Расскажите о нём.
 
Олег Лещинер. Там была уже совершенно другая задача. Наш Университет - старинное заведение со своей историей, но в данном случае мы сочли уместным использовать несколько иной образ. Это общежитие для целеустремленной молодежи, и нам казалось, что в форме здания должна присутствовать какая-то простота и чистота линий, некоторая острота и устремленность. Объекту присущи черты архитектуры, появившейся в 70-х годах XX века, формы и идеи этого здания не являются абсолютно новыми, но они соответствуют стилевыми особенностям, которые принято называть современной архитектурой. Идея устремленности молодежи в будущее является главной в решении архитектурного образа этого здания.Общежитие ТГУ
- Я внимательно рассмотрела фотографию здания. Оно напомнило мне фешенебельный круизный корабль, вмещающей все, что только может понадобиться многочисленным пассажирам (надеюсь, что это не "Титаник"). Условия проживания в современном общежитии намного отличаются от условий проживания в общаге 70-80х годов? :)
  
Олег Лещинер /смеется/. Конечно! :) Талантливый выпускник со временем сможет позволить себе условия и получше! :) "Титаник" - это когда случится массовой завал сессии :) Будем надеяться, что это другой лайнер ;)
 
- Что ждёт счастливых *пассажиров*  на *борту*? ;)
 
Олег Лещинер. Будущим *пассажирам* обеспечат самые комфортные условия для проживания – столовые, кухни, спортивные комнаты, прачечные, всю необходимую инфраструктуру. Общежитие разделено на секции, студенты будут жить по одному (не как в 70-хх), двое или трое в комнате - с прихожей, санузлом и душевой, а в просторных холлах найдется место для самостоятельных занятий, отдыха и общения. Новое общежитие будет оснащено современным мульти-медийным оборудованием, оптоволоконной сетью. Важно, что здание расположено в самом центре города на переулке Буяновском, в шаговой доступности от университетского кампуса, на живописном берегу реки Томи.
 
- Вот это дааааа!.... Да живя в таких условиях, студентов будет преследовать мысль о том, чтобы *перманентно* оставаться здесь на второй год. :))) Олег, мне кажется, самый Ваш шедевр - это гостиница "Тоян". Об этом говорит и отзыв одного из постояльцев: "Замечательная гостиница! Отличный дизайн, уютная атмосфера. Был приятно поражен, в самое сердце. Дальше гостиницы я не выходил, потому что ... а зачем? Мне не хотелось!!! Она такая замечательная! В ней самые стильные интерьеры, которые я не встречал в России!"
 
Олег Лещинер. Звучит очень забавно! :) Гостиница и создавалась с такой целью - чтобы каждый гость смог почувствовать себя единственным и самым дорогим :)
 
- Судя по отзыву, цель была достигнута. Надо сказать, *Тоян* (по внешнему виду напоминающий дворец восточного шейха) гениально влит в исторический квартал города. Как будто раньше на его месте ничего и не было. А ведь были деревянные домики, я помню... Наверное, потому гостям отеля нет смысла выходить из номера, оборудованного каменными стенами, что весь город как на ладони. Сиди, пей чай, любуйся красотами через большие светлые окна...
 
Отель *Тоян* назван в честь князя татарского племени Тояна, жившего а XVII веке в Томске. Это один из немногих проектов в Томске, который реализован с минимальным количеством отклонений от задумки его автора. Правда, над главным входом был запланирован козырек, но в процессе строительства о нем забыли. На крыше здания установлен флюгер (достаточно редкая сегодня вещь) с датой основания города.
 
Олег Лещинер. Интерьер номеров отеля "Тоян" впечатляет, вдохновляет и умиротворяет одновременно. Я не ожидал, что будет насколько хорошо. Мы ведь не занимаемся интерьерами. Безусловно, их оформление – это гордость и изюминка отеля! Отель Тоян
- Какая там изюминка, приоткройте завесу тайны? ;)
 
Олег Лещинер. Ансамбль старины и современности. Одно из самых распространенных заблуждений о дизайне интерьера звучит примерно так: комнату необходимо оформлять либо под старину, либо делать современной.  В действительности же, ни одна комната не должна застревать в определенной эпохе. К тому же, правильно смешивая новое и старое, можно добиться такого дизайна, который будет актуален долгие годы и не надоест даже спустя десятки лет.
 
- Как правильно организовать такой *перекрёсток времен*?

 

Олег Лещинер. Следует обращать внимание на архитектурные особенности дома. Иногда они имеют настоящие черты старых эпох, что позволяет подобрать соответствующие аксессуары, способные подчеркнуть эти моменты. Например, рядом со старыми латунными чернильницами и массивными люстрами хорошо будут смотреться современные картины и ковры. Отлично подчеркнёт эту эклектику напольная ваза с засушенными растениями или небольшие букеты из комбинации живых и искусственных цветов. Важно соблюдать чувство меры.

 

- Мне на ум пришло слово "винтаж". 
 
"Винтаж" (фр.) - выдержанное элитное вино. Данный напиток пропах духом прошлого, но в то же время вполне соответствует вкусам современного гурмана.
 
Олег Лещинер. Это очень удачное сравнение. Так и соответствующий стиль в обстановке должен навевать мечты о старине, но в то же время обеспечивать весь комфорт современного мира.

 

Интерьер номера отеля Тоян


- Приду домой - украшу старый диван новыми подушками и поставлю пару современных подсвечников на античный комод. И буду наслаждаться очарованием утонченного симбиоза антиквариата и современности! :)

 
Олег Лещинер. Кстати, эта идея позволит выделить возраст антикварного предмета :)

 

- Надо же! А я, наоборот, предпочла бы его скрыть... Кстати, как по Вашему мнению, зачем (почему) одни люди скрывают свой возраст, а другие нет?

 

Олег Лещинер. Скрывают те, кому хочется казаться моложе или кому стыдно за то, что они ничего в своей жизни, как им кажется, не достигли, а время уже упущено. Возраст не имеет значения, когда личность самодостаточна и состоялась в разных аспектах жизнедеятельности. Когда есть семья, любимое занятие, достаточная финансовая устойчивость. Когда есть творческие идеи и они многогранны и всегда свежи :). Создается ощущение обретения внутренней гармонии.

 

- А вот это очень интересный поворот нашей дискуссии! Секрет обретения внутренней гармонии - в самодостаточности?

Олег Лещинер. Секрет прост: жить в согласии с велениями собственного сердца и души. Уметь отсеивать шелуху чужих желаний и стереотипов, хотя архитекторам это дается непросто. Жизнь – не данное кому-то обязательство, а созидательный путь, который человек имеет право пройти так, как ему хочется. В этом случае добиваться гармонии с собой, счастья и удовлетворения жизнью просто не придется: они будут с вами постоянно.

- Олег, что Вы думаете об одиночестве?

Олег Лещинер. Одиночество - неотъемлемая данность человеческого существования. Мы приходим в этот мир в одиночестве и покидаем его в одиночестве. Никто не в состоянии, даже самый близкий человек, полностью разделить наших мыслей и переживаний. Невозможно избежать изоляцию от других, и ничего с этим поделать невозможно.

- В одной из книг Ирвина Ялома люди сравниваются с лодками, которые покачиваются на волнах в темноте и видят лишь огоньки друг друга. Это так грустно...

Олег Лещинер. Все зависит от точки зрения.

- Да уж. Пора бы ее  поменять /пауза/. Пока Вы делились своими мыслями о сочетании старины и современности в архитектуре, непроизвольно в "закромах" моего сознания родился вопрос, но немного о другом. "Старомодный" и "устаревший" - какая разница между этими понятиями, как Вы её понимаете, ощущаете, чувствуете?

Олег Лещинер. Старомодное - это то, что удалено от нас, но еще не чуждо. Когда ускользающее прошлое связано с настоящим живыми нитями. Это нечто, принадлежавшее той эпохе, которую мы можем считать "нашей", однако нечто, отдаленное от нас временем; и это нечто явлено в некоей системе ценностей и образа жизни, которые мы отчасти разделяем, но отчасти уже не следуем им. В "старомодности" мы узнаем своё в, казалось бы, чужом; как только эмоциональная связь рвется, это наполовину чужое становится совсем чужим, и мы уже не видим в тех же вещах ничего, кроме экзотики.

О, как! Здорово! А "устаревший/устаревшее"?

Олег Лещинер. Понятие "устаревший" больше, наверное, связано с особенностями мышления, причем в категориях линейного прогресса. Для таких людей то, что вышло из моды, является устаревшим. Они положительно, даже в какой-то степени фанатично оценивают прошлое и отвергают настоящее. Вся мера ответственности за свое мышление, за свою позицию ложится на индивидуума, и заключается в том, чтобы выяснить, к какой традиции принадлежит он сам, как ощущает свою причастность ко времени.

- Люди, тщательно следующие "моде своей молодости", отрицая настоящее, как бы подтверждают власть над современной жизнью. Можно ли сгладить неизбежный конфликт, возникающий у людей, когда они имеют совершенно несовместимые мнения? Ведь достаточно часто он появляется вообще из ниоткуда. "Старший" считает, что возраст и опыт дают ему достаточно оснований, чтобы говорить безапелляционным тоном, делать любые замечания, требовать следования своим советам и т.д. "Младший", соответственно, думает, что сравнение уместно только по знаниям и способностям, но никак не по возрасту. И начинается взаимно неуважительное сравнение знаний, способностей и нравственных качеств. Вокруг этой разницы в позициях создается напряжение, даже когда иных реальных разногласий нет; а любой конфликт становится глубже, вплоть до полной неразрешимости. Сторонам чаще всего просто не удается дойти до обсуждения самой сути. Вместо этого копилка разногласий пополняется, а пути их разрешения в принципе не возникает. Где проходит золотая середина... даже не знаю как сформулировать... возрастной этики?


Олег Лещинер. Отношение к советам и указаниям старших должно строиться на понимании двух противоположных вещей. С одной стороны, возраст даёт такие преимущества, которых у молодых просто не может быть: люди другого поколения помнят более раннюю историческую обстановку, знают, каким путём общество пришло от прежней реальности к сегодняшней. Они прошли такие семейные события, которых у молодых ещё не было, попадали в различные кризисы, имеют опыт воспитания детей и подростков и так далее. С другой стороны, некоторые способности с возрастом закономерно притупляются. Даже пятилетний ребёнок уже навсегда утрачивает важные способности двухлетнего. Прежде всего этот закон касается способности к усвоению нового: чем старше человек, тем больше он уже знает, но тем меньшему может научиться заново. Из-за этого более молодой человек может демонстрировать лучшие интеллектуальные показатели, но это нельзя считать поводом для гордости.

Человек относительно старший по возрасту должен заботиться в первую очередь не о том, чтобы "поставить молодого на место". Тот и так будет осознавать свое место. Старшим необходимо проявлять, с одной стороны, сдержанность - не лезть в вопросы, в которых они не очень компетентны, или даже предоставлять молодежи совершать ошибки, ради дальнейшего научения. С другой стороны, необходимо, несмотря на изменение структуры способностей, постоянно учиться новому. Просто учиться иначе: более старшим людям труднее усваивать совершенно новые массивы знаний, - зато они обладают развитой интуицией и ассоциативным мышлением, что позволяет увязывать новые факты с ранее усвоенными, обобщать, анализировать, угадывать последствия, и так далее. И даже если ситуация представляется совершенно ясной, а молодой человек - нуждающимся в совете, не следует спешить этот совет преподать: уместнее позиция духовного учителя, который ждёт обращения к себе, и тогда приоткрывает лишь небольшую часть своего знания. Тогда те, кто обратится к нему для разрешения своих проблем, получат в качестве законной награды нужные знания и благословение.

- Спасибо за разъяснение, моя картина мира значительно расширилась! Я в сравнении с Вами ощущаю себя подростком, наверное потому, что в интеллектуальном плане много было упущено в школе и в университете, и сейчас только начала заполнять всевозможные пробелы в своём образовании, к тому же развиваюсь я сама по себе медленно. В общем, наверное, поэтому я не могу ещё идентифицировать себя со взрослым миром полностью. Но с Вами так комфортно общаться и совсем не страшно, и, действительно, создается ощущение, что мы общаемся на равных, хотя Вы для меня - небожитель и мне очень хочется когда-нибудь добраться до Ваших дивных высот :)

Олег Лещинер. Открою Вам страшную тайну: подростком себя чувствую и я, и, глядя на ровесников, думаю: Боже мой, какие же они недостижимо взрослые! В глубине души я подозреваю, что взрослых просто не бывает :)
 
Олег Лещинер на фоне своего детища. Фото Алены Кардаш

- Хм :) Возможно... Касательно конфликта "старших" и "младших" возникла мысль. Наглая молодежь, как и немудрые старцы, существовали всегда, чего уж. Людям разных поколений ужиться практически невозможно, если они не родственники. Да и не у всех родственников это получается. Как Вы думаете, есть ли люди и КАКИЕ люди (из "разных времён") могут найти общий язык и взаимопонимание?

 

Олег Лещинер. Существует такое явление, как "психологический возраст", который мало изменяется в течение жизни, хотя и соотносится с возрастом биологическим. Если старший обладает лёгкостью, энтузиазмом, свежестью взгляда на мир, а младший для своего возраста серьёзен, зрел и мудр, у них есть общие интересы, то они вполне могут рассчитывать на нахождение той самой золотой середины :)

 

- Да, я в глубине души согласна с Вами, просто не могла для себя это сформулировать. Главное, чтобы "младший" не переусердствовал с мудростью :). Ведь чем глубже человек копает, тем меньше у него шансов быть понятым :). Вернемся к нашей основной теме - архитектуре. Можно ли дом сравнить с человеком?

 

Олег Лещинер. А "старшему" не переусердствовать бы с ребячеством и дурачеством ;) Да, дом - это живой организм. Он развивается во времени вместе со своими обитателями и, как жизнь человека, состоит из противоречий. В образе дома мы угадываем индивидуальность его обитателей: многие предметы и детали были в разное время приобретены хозяевами и уже прожили вместе с ними какую-то часть жизни, постепенно становясь любимыми. Здание - вещь глубоко мифическая. Фасад дома - это внешность, и то, что человек показывает окружающим. Привлеченные внешним фасадом люди проходят во внутренний двор, двери которого открываются не всем. Избранных гостей можно водить по двору, а некоторым даже показывать все убранства. Человек постоянно надстраивает свой дом. Его мысли, чувства и желания могут быть положены далеко на чердак или в подвал, либо, наоборот, на видное место. Дом, как и человек, весьма многослойный, с многими застарелыми травмами, шрамами, рубцами, с большими внутренними темнотами, но очень витальный. В нём одновременно может быть много движения, силы и света. И есть места, где хорошо дышится. 
Дом с садом

 

- Олег, превосходный ответ! Супер!!! Но я настолько погрузилась в *психофилософию*, что забыла спросить непосредственно о Ваc :) Прошу прощения! :) РасскАжете немного о себе? Как профессия *архитектор* стала Вашей?
 
Олег Лещинер. На самом деле, я рад тому, что философскими концепциями интересуются в гораздо большей степени, чем мной ;) Я-то человек ничем не примечательный :) Закончил ТИСИ (Томский инженерно-строительный институт). В 90-х годах работал в строительном институте преподавателем, но не сразу, а после некоторой профессиональной практики. Далее работал в институте "СибСпецПроектРеставрация". В то время профессия архитектора не была творческой. Люди были творческие, а профессия особого творчества не предполагала, потому что в основном страна ориентировалась на использование типовых проектов, чтобы не нести больших материальных затрат. А индивидуальные так же, как и типовые проекты, делались в крупных московских институтах. И даже если индивидуальный проект делался в таком городе, как Томск, его необходимо было согласовать с Москвой. Вообще, индивидуальный проект в то время был большим событием в жизни архитектора!

 

- Что дала Вам работа в Реставрации?
 
Олег Лещинер. Знакомство с наследием, оставленным старыми архитекторами. Была возможность не просто все это увидеть, а сделать обмеры, каждую деталь вычертить и как бы повторить суть автора, который в свое время это делал, понять ход его мыслей, рассуждений, что очень полезно для молодого архитектора. Это было глубокое изучение старинной архитектуры.

 

- Какое самое важное Ваше достижение?

 

Олег Лещинер. В период "дикого капитализма" я работал самостоятельно, а затем образовался коллектив, который складывался постепенно. Создание такого коллектива я считаю одним из важных моих достижений, и этим достижением я особенно горжусь. Поскольку работа занимает много времени жизни, это немаловажный фактор: иметь работу, которая тебе не противна, и работать в коллективе, который тебе приятен. У нас есть даже священник. Он является лучшим расчетником.

 

 - Вы участвовали в архитектурных конкурсах?

 

Олег Лещинер. Да, и занимали призовые места. Для нас это очень важно. Наш город мал и провинциален, и мы привыкли себя осознавать внутри собственного городского коллектива архитекторов. У нас мало контактов с коллегами других городов и регионов, с миром большим, внешним. От этого иногда возникает некоторый комплекс. В этом вряд ли кто-то признается, но ощущение такое присутствует.

 

- И участие в конкурсах позволяло вырваться из повседневного круга - в этот большой мир?

 

Олег Лещинер. Совершенно верно!

 

- Что, на Ваш взгляд, в архитектуре самое-самое ценное?

 

Олег Лещинер. Творчество! Нельзя творческого человека ограничивать слишком сильно – тогда ничего хорошего не получится. Есть всякие люди, комиссии, которые согласовывают проект. Но здание стоит лет 400. Людей, кто его согласовывал, не будет уже. Вся ответственность на авторе: и перед современниками, и перед потомками, и перед Богом, и перед собой. У знаменитого томского архитектора Константина Лыгина тоже были проблемы с согласованием и с восприятием современников. Но об этом никто уже не помнит, а здания стоят, радуя глаз!
Петропавловский собор, архитектор К. Лыгин
- Благодарю за весьма познавательную беседу! Надеюсь, наш город будет совершенствоваться, потому что есть такие люди, как Вы!
 
Олег Лещинер. И Вам -  спасибо большущее за интересные вопросы ! :) Обращайтесь ещё! :)
 
(c) ArtVolna. Использование материала без письменного согласия автора не допускается.