Управление фото

Форма входа

Подписка на новости


Обратная связь

(c) ArtVolna. Использование материала без письменного согласия автора не допускается.

"Чувак жарит яичницу или что там готовят на Таймыре"

Лия Киргетова

 

Лия Киргетова - писатель, поэт, психолог. Коренная вологжанка, c 2006 года живет и работает в Москве. Автор романов "Ничья", "L" и сборников стихов "Lilit", "Mac", "Земля - Воздух", "Куба Рядом", а так же создатель поэтических сборников "Красная Книга" и "Книга Оранжевых Облаков", объединяющих многих авторов.

 

A.V. Я рада, что нахожу интересных людей через всемирную сеть, и что многие интересные люди находят меня. Посредством интернет-технологий люди становятся ближе друг другу, доступнее в плане общения, обмена мыслями, а также личным творчеством. Расскажите, пожалуйста, о своём отношении к интернету, в частности, к социальным сетям - насколько такой формат актуален в Вашей жизни, как часто Вы пребываете online и помогает ли это самореализации.

 

Лия: Я интроверт, мало общаюсь с людьми вне интернета, поэтому меня более чем устраивает такая прекрасная возможность узнать новости, обменяться информацией, или поделиться своими размышлениями и эмоциями, не выходя из дома. Я не вижу смысла в ограничении этого времяпрепровождения, не считаю "сидение в интернете" проблемой, а точнее, причиной проблем.

 

Глупый человек потратит время на глупый интернет, умный - на умный, равно как и в реальной жизни мы сделаем тот же выбор. Возможно, будь у меня больше потребности в "живом" общении, я бы думала по-другому. Но для меня - наоборот, я экономлю время, выбирая для себя каналы информации, собеседников и количество сил на общение. Я не всегда смогу встать и выйти из кафе или клуба ровно в тот момент, когда мне станет скучно, а здесь, в сети, мне достаточно нажать на крестик в углу окна справа, и я свободна. Кроме того, споры о влиянии и вреде интернета немного бессмысленны, мы бессильны, точно так же, как были бессильны наши предки перед появлением автомобилей, телефонов, корпораций, перед вырубкой лесов или введением паспортов и виз. Интернет - уже данность, и дело лишь в том, насколько грамотно с этой данностью поступать.

 

А.V. Мы в этом отношении с Вами похожи. Дилемма человеческой глупости и ума стоит с незапамятных времён. И всё же: "умный" и "глупый" - в чём отличие, на Ваш взгляд? И какая разница между "умом" и "разумом", "разумом" и "мудростью"?

 

Лия: Ну, сразу оговорюсь о субъективности этого деления. Умный склонен к длинной цепочке мыслей, у глупого цепочка (логическая, эмоциональная, волевая) коротка. Умный оттолкнется от чужой мысли, оспорит ее, найдет ей подтверждения и опровержения в мировой культуре и личном опыте, а глупый - прочитает и перепостит на стене, подписав "нечего добавить" :) Умный склонен к саморефлексиям, сомнениям, самокритике, пониманию, что всё в мире относительно; глупый - к радикальности, категоричности, которую может назвать "принципиальностью", однозначности оценки. Глупый чаще бывает счастлив, потому что ему проще, например, верить в правила и навязанные ценности, в свою правоту (глупый не любит "думать о плохом" и "зря копаться в себе") и в какого-то конкретного бога или ангела-хранителя. Для меня глупость чаще идет рядом со злом, именно по причине ограниченности и уверенности в "правильной позиции". Что же касается разницы между умом и мудростью, то для меня она такая: умный человек на своем пути неизбежно войдёт в реку отчаяния, именно отчаяния, глубокого, экзистенциального, сопряженного с чувством бессилия и разочарованием в самом себе, пугающего отсутствием доказательного смысла существования и преходящностью ценностей и желаний, раздражающего тупиковостью отношений и пустотой после достижения целей. Вот эта уверенная правота дурака - то, что я сейчас вижу повсеместно - это вот угнетает. Мудрость - это другой берег после этой реки, ну, для меня. Это другая градация радости, новое качество благодарности жизни, миру, планете, себе. Я этот берег вижу, но еще не на нём. Иногда выползаю, но приливы пока сильнее меня :)

 

А.V. А разница между "умом" и "разумом"? ;) Не лишён ли разума "человек ума", обладает ли умом "человек разума"? Что думаете на этот счёт?

 

Лия: Тут можно утонуть в трактовках. Но я вроде поняла, что Вы имеете в виду. Я, например, не делю в себе "путь ума" и "путь сердца", и не потому что не вижу разницы, а потому, что у меня получился какой-то довольно цельный механизм, способный и анализировать, и просчитывать, и тут же, не деля на полки в шкафах, интуитивно понимать, осознавать и чувствовать, и сразу же анализировать чувства и понимания, и тут же вовлекать желания и намерения:). Если понимать под "человеком ума" того, кто воспринимает свою жизнь и окружающий мир исключительно с западных позиций машины-потребителя, а "человека разума" как того, кто воспринимает не только то, что способен пощупать, то я не верю в такое деление, в численно значимое существование таких крайностей. Похоже, что мой мудрец это Ваш "человек разума", мой глупый это Ваш "человек ума" :)). Мы все такие битком набитые коробочки и еще и машины одновременно, так я это вижу. И чтобы куда-то двинуться, а движение, по сути, выразится в полной смене ценностей, разрушении большинства ценностей, которыми живут все окружающие, и к которым довольно жестко принуждают каждого члена общества, так вот чтобы куда-то двинуться, нужно перетрясти коробку и остановить машину. А чем мы это сделаем: умом, разумом, чувствами, действиями, волей, интуицией - не очень-то важно. Наверное...

 

А.V. Про "остановку машины" у Успенского были интересные рассуждения - он рассказывал о том, что если человек начинает наблюдать за своим Умом, то в определённый момент Ум как бы останавливается и умолкает. Как раз в эти самые секунды Разум берет свои законные права. Через несколько мгновений или, возможно, минут Ум возвращается в своё привычное русло и человек опять как бы засыпает, продолжает умничать. Но любопытно другое, когда Успенский пытался вспомнить что с ним происходило, то он мог вспомнить чётко и хорошо лишь те моменты времени, в которые он останавливал собственное "умствование". Все другое время, в котором он размышлял, то есть бредил наяву, он практически не помнил и находился как бы в тумане. :) Я задумалась... и кажется, только что осознала, что человек я по большей части глупый (пока).

 

Лия. Забавно :)))) У Кастанеды отлично обо всем этом написано, - все умы и разумы моментально отпадают при смещении положения "точки сборки".

 

А.V. Лия, я плавно перейду от философских шарад к более житейским темам. Вы выбираете собеседников из тех, кто УЖЕ выбрал Вас (для экономии ресурсов), или кого-то свежего, *новоиспечённого*, кто Вас совсем не знает и/или не знаком с вашим творчеством? :)

 

Лия. Наверное, из тех, кто уже выбрал меня, плюс у меня есть давние друзья. Спасибо за вопрос, действительно, получается, что я не проявляла инициативы к общению с незнакомым человеком уже очень много лет.

 

А.V. У меня созрел вопрос, касающийся всё той же игрушки "Homo Sapiens" - всемирной паутины :). Давайте представим, что интернет вырубили на год, вот как воду или свет, только на продолжительное время. Всё захватывающее общение, все интриги, предвещающие начало нового бурного романа, контакты интересных персон остались - прошу прощения за тавтологию - вконтакте ;). Связываться по мобильному устройству Вы можете только с родственниками и давними друзьями. Итак, каковы Ваши планы на этот (будь он неладен) год? ;)

 

Лия. Было бы прекрасно, кстати! Я бы усиленно занялась языками, обучением и подготовкой к выпускным экзаменам ребенка, ну и, конечно, если бы я точно знала, что через год люк в интернет разблокируют, я бы подготовила несколько продуктов, которые выпустила бы в сеть по итогу. Но, в любом случае, это был бы замечательный год.

 

А.V. Вы ведь можете устроить этот замечательный год себе сами! ;)

 

Лия. Могу, да. Если захочу ;)

 

А.V. Простите, что мало Вас спрашиваю о творчестве, мне психология более интересна :) И вот такой психологический вопрос: когда, по Вашему мнению, наступает старость?

Лия Киргетова
Лия. Для меня старость наступит, если наступит, где-то под 60, может быть, чуть раньше. Когда думать о делах телесных типа страстей и секса, на мой взгляд, будет слегка неуместно. И самое время поселиться где-то в буддистских землях, на берег океана или на гору, медитировать, шаманить, созерцать.

 

A.V. Если к Вам приходит (если Вы чувствуете) творческий кризис, как восстанавливаете саму себя?

 

Лия. Я пережила много кризисов, все проходит. Вообще все проходит. А пока не проходит, можно смотреть сериалы или работать, если нет возможности смотреть сериалы сутками. Потом проходит время, появляется энергия, новые силы, планы, люди. Потом снова спад и отшельничество, мрачные мысли и низкая самооценка. И сериалы :)

 

А.V. Литературное мастерство - основное ваше занятие или Вы совмещаете его с другим родом деятельности? (если да - каким?) Можно ли выжить в нашей стране писателю-творцу, если он не выпускает ежемесячные бестселлеры?

 

Лия. Я руковожу тренинговым центром консультирования по детской безопасности "Стоп-Угроза", веду тренинги для детей и родителей, сейчас пишу книгу по детской безопасности на улице и в интернете (скоро выйдет), которая мне кажется очень хорошей, полной и полезной. Еще консультирую людей, помогаю им решать свои психологические проблемы. Люди считают, что у меня дар. Нескромно, да :). Некоторые выживают на одной писательской деятельности, а я еще не написала бестселлер.

 

А.V. А есть такая цель?

 

Лия. Есть такая надежда.

 

A.V. Кстати, как Вы узнали о своей популярности?

 

Лия. Я еще не узнавала о своей популярности. Но если это когда-нибудь произойдет, я хочу узнать об этом в форме крупного материального поощрения моих литературных способностей.

 

А.V. Вот, что интересно, Лия. С какой "популярной" проблемой к Вам чаще всего обращаются люди?

 

Лия. Обращаются, когда плохо. У всех ведь проблема одна: неоправданные ожидания и крушение иллюзий.

 

А.V. Испытываете ли Вы радость от того, что помогаете другим?

 

Лия. Испытываю, да. Мне нравится, когда кому-то становится хорошо, и я к этому причастна. Как-то я проводила опрос в соцсетях: "Когда Вы делаете что-то хорошее для других, которое из выражений благодарности Вам нравится больше: когда Вам говорят "Спасибо, ты такой молодец, ты такой хороший/внимательный/надежный, я бы без тебя не смог, ты супер-пупер" или "Спасибо, я совсем по-другому себя чувствую/без этой проблемы стало здорово/я очень рад/мне очень хорошо стало". Чувствуете разницу? Я - очень. Я - однозначно второй тип. И люблю людей именно второго типа, избегаю первых, выбирающих форму благодарности "молодец, ты такой-сякой-прекрасный, без тебя бы ничего..." А ответы, меж тем, разделились примерно поровну. И, как ни странно, те люди, которых я слегка недолюбливала или которым не особо доверяла, выбрали первый вариант благодарности. Еще - вот я часто слышу или читаю, что я чем-то помогла. Иногда прям серьезно люди благодарят, говорят, что я им просто жизнь спасла. Я чувствую недоумение. Мне ни хорошо, ни плохо в этот момент. Я точно знаю, что ни для кого не сделала ничего достаточно стоящего. Ничего такого, что потребовало бы от меня реально ощутимой самоотдачи, каких-то весомых моральных или материальных затрат. Я это про себя знаю абсолютно точно. Так что я вижу ситуацию так: вот иду я с водой. Воды у меня много. Цистерна. Кто-то просто хочет пить, выпьет, кивнет. А кто-то умирал от жажды, шел по пустыне неделю. Моих затрат - налить и подать стакан. А реакция - не моя заслуга.

А.V. Мои аппдодисменты! Вы смотрели фильм "Одержимость" Дамьена Шазеля? В нем как раз звучала фраза: "Самое ужасное слово на свете - "молодец".

Лия. Не смотрела, но интересно, посмотрю.

A.V. Сталкивались ли Вы с влюблённостью клиента в Вас или наоборот - были ли Вы влюблены в своего клиента? Если да, как находили выход из ситуации?

Лия. Сталкивалась, конечно. Я, если можно, конечно, так говорить, привыкла к тому, что в меня влюбляются чаще, чем не влюбляются. Я всегда поступаю одинаково. Сразу проясняю, что шансов нет, и что дело это - безнадежное и неблагодарное. Если это не срабатывает, то нужно прекращать и работу, и, желательно, общение. Ровно до того момента, пока влюбленность не выветрится. Я могу терпеливо ждать столько, сколько надо. Человек или обозлится и пройдет стандартный цикл от "люблю-не могу" до "ой, да кто она такая", либо со временем, без подпитки общением, спокойно находит себе новый объект для влюбленности, и радостно общается со мной дальше.

А.V. Мой учитель по рисунку говорил: "Человек познает своё ремесло через своего Учителя. Учитель - это слово из Библии. Нужно заслужить, чтобы называться этим словом, ведь можно всю жизнь оставаться педагогом." А кто был Вашим учителем? Что он открыл в Вас? И всякий ли человек является для нас Учителем?

Лия. БГ, Ошо, Кастанеда, конечно. Несколько буддийских учителей, которые или проповедуют, или пишут. Я совершенно не сторонник позиции, что все люди - наши учителя, равно как и с тем, что мы видим в других то, что есть в нас, или с тем, что мы притягиваем людей неслучайно, чтобы "проработать" что-то и получить опыт. Люди - это люди, и я бы наоборот хотела меньше воспринимать их действия, мнения и эмоции близко к сердцу. Еще я стала взрослее и поняла, что такой вот нескромный и самоуверенный вывод как "мало кто может меня действительно научить какой-то мудрости" - это не гордыня, а правда. Но. Я учусь у людей, которые счастливы. Я считываю это счастье, умение радоваться, довольствоваться тем, что есть, умение жить настоящим, умение быть проводником радости, а не мрачности (как я, часто). Я учусь у тех, кто не впадает в нервяк от проблем, кто умеет в центре циклона спокойно спать и хорошо есть, отпускать проблемы, не пытаться контролировать всё и вся. Я не умею. Еще я учусь у тех, кто умеет не пасовать перед "общественным мнением", не зависит от того, как к нему относятся, не закрывается. Мне всего этого не хватает. И как только я натыкаюсь на такого человека, я сразу смотрю и слушаю внимательно, стараюсь дружить с такими. Учусь.

А.V. Это чудесная идея - учиться у тех, кто счастлив! Лия, какие книги предпочитаете читать - бумажные или электронные?

Лия. Я очень мало читаю. Просто, можно сказать, я вообще не читаю. Лет 15 наверное. Если раньше, до 20-25 лет я читала чуть ли не по книге в день, поглощая тонны литературы, то потом перестала. И теперь - ну, максимум книг 10 в год. Считайте - ничего. И по большей части нон-фикшн или какую-то продвинутую психологию. Единственное, что мне дико интересно - это мемуары. Особенно двадцатый век. Особенно Россия времен 10-50-х гг прошлого века. Я не знаю, что со мной такое, я страдаю от этой то ли умственной лени, то ли еще какой-то душевной болезни "нечитания". И надеюсь, что я себя понемногу прикормлю к литературе заново. Предпочитаю бумажные книги.

А.V. Потому что от них пахнет типографской краской? :)

Лия. Нет, потому что они удобнее.

А.V. Но ведь в электронную книгу можно закачать всю энциклопедию!

Лия. Так я же не читаю, помните? ;)

А.V. Извините, запамятовала. Про влюблённость я ещё спрошу Вас... А вот почему большинство людей несчастны, как думаете?

Лия. Потому что дети. Причем глупые, такие самые что ни на есть упёртые в желании во что бы то ни стало получить то, что получить невозможно: безусловную любовь - раз, ее не бывает, ее не бывает даже от родителей, не говоря уж о том, что бесконечно глупо ждать, что какой-то человек полюбит тебя "таким какой ты есть". Эта иллюзия - непроходимая глупость. Второе - жажда компенсировать себе отношениями то, чего якобы недостает. Все в один голос хотят заботы, понимания, верности, снова заботы, поощрения, поддержки, снова заботы. Но все как из одного инкубатора - с одинаковыми потребностями вцепляются друг в друга и пытаются выкачать, выжать хоть что-то. Третье - идеализация слов "любовь". Любовь - это не отдельное чувство, это целая куча чувств, такой набор. И какой человек, такая у него и любовь. У жадного - жадная, у глупого - глупая, у трусливого - трусливая. Нет такого чувства "любовь", которое бы, как считают практически все, пришло бы и изменило бы человека, трансформировало бы его качества. Есть сила притяжения, химия, страсть. Есть образ, который находит свое соответствие в другом. Есть наши мечты и ожидания, которые мы возлагаем на человека. Но дальше вся куча наших слабостей, инфантилизма, неосознанности начинают свою работу и уничтожают все. Так что большинство несчастны, потому что не хотят взрослеть, а предпочитают жить в иллюзиях. Ничего не меняется. Потом они становятся старенькими и все. Старенькие принцесски.

А.V. Замечательный ответ, спасибо. Влюблённость клиента в своего наставника (психолога) - это классика жанра. Но... what about you? ;) Представьте такую ситуацию. К Вам приходит очаровательная, зрелая, мудрая, талантливая во всех отношениях, блестяще мыслящая девушка, не влюбиться в которую просто невозможно. И Вы чувствуете, как мягкая, обволакивающая, сладостная волна подступает к Вашему сердцу... Вы будете с такой клиенткой работать?

Лия. Буду, конечно :)))) Если наведается такой "экземпляр". Более того, я бы, ну если такое допустить теоретически, я бы развернулась, потому что на практике меня никто ни разу не впечатлил. Приложила бы все усилия, чтобы и обаять, и завоевать доверие, и быстро свернула бы всю терапию :))). Просто потому, что такого еще не было, и уж если кто-то бы мне действительно сильно понравился, даже после пары откровенных бесед, когда мне разонравливаются все без исключения, то зачем мне такой клиент, если мне нужен такой партнер?

А.V. Лия, не обольщайтесь ;) Этот клиент не ответил Вам взаимностью...

Лия. Тааак, ну, тогда я аккуратно принесу ему максимум пользы в короткий срок, оставлю о себе прекрасное впечатление и исчезну. И, конечно же, он никогда не узнает о моих чувствах. Я открываюсь только тогда, когда точно знаю, что не просто нравлюсь, а что прям вот очень.

А.V. Принято. Как Вы относитесь к кинематографу?

Лия. С любовью :)

А.V. Есть ли у Вас "самый-самый" любимый фильм?

Лия. "Самого-самого" нету. Мне нравится сериал "Доктор Хаус", потому что он долгий. Или "Друзья" - по той же причине.

А.V. И Вы готовы тратить кучу своего времени на сериал? ... Возможно, Вам нужна эмоциональная встряска, которой недостаёт в жизни?

Лия. А кто не готов тратить кучу своего времени на сериал? А кому не нужны встряски? :)))) Вот я не вижу разницы между временем, потраченным на сериал, или на чтение романа (хотя для пишущего человека разница есть, разумеется). Или сериал против болтовни с подругами. Или сериал против макраме/рисования/кулинарии :))). Человеку свойственно искать эмоции, а сериал, если он хороший, дает то самое идеальное сочетание: интерес+ожидание продолжения, т.е. пролонгированный интерес+эмоциональную вовлеченность+новые мысли+зрелище. Так что я сторонник сериалов. Не хуже, чем сидеть в соцсетях.

А.V. Хорошо. Если бы Вам представилась возможность быть режиссёром одного-единственного фильма, о чём бы он был? Да, Москва меня не устраивает :) Перенесёмся, например, в Таймыр, где есть великолепие дикой природы, экзотические животные (овцебыки, олени, тюлени, гончие собаки), тёплые юрты с лампадами, библиотека с потрёпанными книгами и камином, длинные вечера и ночи. И мороз. Есть там разные люди, дети, согласные на съёмки фильма. И талантливый кинооператор - на тот случай, если Вы захотите снять себя ;)). Так вот - о чём был бы Ваш фильм?

Лия. Вот о чём. Приезжает туда с семьей ученый-исследователь, сначала минут пять их жизнь в Москве, отношения с женой сложные, такая типичная семья, денег мало, поехали, потому что надо заработать, детей нет. Он знакомится с местным шаманом, таким мрачным товарищем из коренной народности, и в момент, когда шаман его провожает взглядом после первой встречи, зритель понимает, что случится что-то странное... Жена очень быстро линяет обратно в Москву, чувак расстраивается, бухает с местными, пытается даже переспать с какой-то дамой, и думает вернуться обратно тоже, но тут снова встречает шамана, неподвижно сидящего на пригорке. Панорамные съемки, офигенная тундра, северное сияние или что там, на Таймыре.

И вот, чувак видит шамана, когда идет куда-то, а возвращаясь обратно, часов 8 спустя, видит его снова. В той же позе. На следующий день после очередного скандала с женой по скайпу, чувак наш расстроился и потопал по Таймыру снова. И пришел на то же место, где вчера сидел шаман, и сел. Покурил, сплюнул, поковырял в носу, в земле. Еще посидел. Ничего не произошло. Ушел.

Тут впервые начинается очень красивая музыкальная тема. Она прям особенная. Мы ее слышим впервые. Утром чувак жарит себе яичницу, или что там жарят на Таймыре. Жена звонит ему и говорит, что его руководство оплатило ему обратный билет. И самолет через неделю. Чувак ест яичницу, или что там едят на Таймыре, кивает, молча, хотя разговор идет по телефону, затем отправляет в корзину файл с билетом. На фоне той же музыкальной темы...
Таймыр
Прошел месяц. Чувак порос бородой. Слегка меняется время года, уж насколько это там заметно - не уверена. Он сидит на месте шамана, а шаман смотрит на него издали со спины. А чувак смотрит на какое-то таймырское животное, а лучше - птицу. Издали. Далее борода отросла совсем, то есть прошел еще месяц, не меньше. Чувак и шаман играют в шахматы. Звонит жена и говорит, что подала на развод. Чувак кивает молча. Чувак с шаманом сидят рядом на том месте. Музыка. Птица совсем близко.

Еще прошло какое-то время, чувак здорово похудел, он бреется, улыбается своему отражению в зеркале. Из зеркала ему улыбается птица. На телефоне 120 неотвеченных входящих. Та тетка, с которой он едва не переспал (по какой причине не переспал не придумала, но это было очень натуралистично, живо и комично) приходит к чуваку и говорит, что его, чувака, руководство, убилось пытаться связаться с чуваком и просит ему передать, что он уволен.

Чувак целует тетку взасос и гладит ее по голове, как маленького ребенка. Тетка крестится, вглядываясь в лицо чувака, она испугана, убегает. Играет музыка. Прекрасные панорамные виды Таймыра. Шаман сидит на том же месте. Рядом с ним сидит птица. Между ними шахматная доска. Птица улетает, столкнув крылом пешку. Шаман улыбается. The end.

Там были бы интересные диалоги, очень качественные картинки и хорошая музыка. И, наверное, про жизнь в Москве чувака было бы побольше. Мне кажется, это хорошее кино я только что придумала благодаря Вам, Настя :)

И там были бы вот эти национальные народные штуки - того народа, который там коренной, музыка их, одежды, и чувак бы переодевался понемногу... Мне что-то стало грустно...

 

Из жизни полуострова: На Таймыре проживают народности нганасаны (потомки древнего арктического населения), они там не живут, а выживают. Связь с миром происходит только через вертолёт, который раз в неделю что-то поставляет, например, водку, которая там стоит днем 500р, ночью 1000р. Работы нет, большинство местных пьют. Счастливы только дети. Вертолёт ждут как праздник. Другой праздник - день пенсии, который бывает в начале месяца. Те, кто не пьёт, слоняется из одного конца поселка в другой, чтобы снять на сотовый пьяные драки. Добыть сухих дров, чтобы растопить печь - крайне сложно, как и воду - она быстро замерзает. По одной легенде нганасанов родила огромная олениха, из шкуры которой в один солнечный (непривычный для Таймыра) день вылезли... черви. Это и были люди. Они долго бродили по Тундре и бедствовали, пока не научились охотиться на оленей. 

 

A.V. Может быть, грустно оттого, что в этом Вашем фильме главный персонаж - Птица, олицетворяющая человеческое желание избавиться от земных тяжестей и подняться в более высокие сферы? Это такой символ. "Чувак" стремится к реализации мечты, ждёт подсказок, имеющих отношение к его, ненужной никому и ему самому, деятельности. Птица как следствие ментального хаоса и разрушенной жизни. Это знак того, что от "чувака" требуется внутренняя готовность к непредвиденным событиям. А если она ещё и по ту сторону Зеркала... хм, в этом есть что-то мистическое. Может быть, это отражение страха?... Попытка предупредить о фатальных событиях и донести информацию для осмысления? И ещё эта Птица невысокого полёта... Но это моя интерпретация :)
Птицы Таймыра
Да, заметны сильные метаморфозы с героем: он приехал как учёный-исследователь, а затем обрастает бородой, сильно худеет и превращается... в того шамана, который ему бесконечно встречается на пути :))
     
Человека жизнь в Москве слишком быстро потрепала, и он, приехав по работе на остров, совсем не хочет возвращаться. Он на грани выбора. Он ещё не здесь, но уже не там. В общем, жду Ваших размышлений.

Лия. Не дождётесь, у меня этот фильм счастливый! :))) Чувак превратился в птицу сам. То есть мой фильм - о свободе! :)

A.V. Осмелюсь предположить - благодаря нашему совместному творчеству фильм получился бы впечатляющим :)) Спасибо, я креативненько развлеклась :) Следующий вопрос. Есть люди, которым для полноты существования необходимо тосковать - по утраченному ли, по несбывшемуся, по невозможному, по чему бы то не было, - видимо, они так острее чувствуют ценность жизни. Думаю, каждый из нас обнаруживает в себе эту тоску ностальгического свойства, и Вы, наверное, не исключение. В каждом новоосваиваемом городе человек немного рождается заново. Какой город (место) является для Вас восстанавливающей средой, и постоянно возвращает Вам - Вас?

Лия. Хороший вопрос. Восстанавливаюсь я на Востоке. Но нужно минимум месяца три, чтобы Московская жизнь стерлась напрочь. Я перестала тосковать по несбыточному. Еще у меня нет фантазии. Я не умею ни мечтать о несбыточном, ни вообще мыслить категорией "если бы". Иногда специально сосредотачиваюсь: надо помечтать. Но уже секунд через двадцать зависаю в конкретике: как, что, когда. Единственное, пожалуй, из этих вариантов - мечта о вере что ли. Об уверенности в связи с чем-то бОльшим, чем я. О Прибежище. А тут - ну было бы неплохо иметь миллион евро. А лучше - десять.

A.V. Странный вопрос: нравится ли Вам жить в России?

Лия. Нет, мне не нравится жить в России. И я стараюсь, по мере возможности, уезжать.

A.V. На Восток?
Лия Киргетова
Лия. Да. В Таиланд чаще всего, на Самуи.

A.V. Хотели бы там жить постоянно?

Лия. Если бы была возможность, такая вот реальная, то конечно.

A.V. Если бы изобрели машину-времени (как в фильме "Гостья из будущего"), на которой только в прошлое можно попасть, хотели бы ездить туда ненадолго, как в другие города и страны? Не оставаться там, не начинать с некоторого выбранного начала, а просто что-то ещё раз пережить, ощутить, прочувствовать?

Лия. Моменты прошлого, ох... Да, хотела бы. Пару раз в день гуляла бы по берегу моря на тайском острове, толкалась бы по адским улицам Мумбаи, смотрела бы на салют в честь китайского нового года на Хайнане. Ела бы пиццу в Риме или Флоренции, пиво бы пила в Праге, ныряла бы к рыбам в Красном море, а еще же массаж в четыре руки, понимаете? Да я бы не вылезала оттуда! А еще же раннее утро в Венеции, когда в городе вообще никого. И вечерний Париж летний тоже бы не забыла, кафешки уличные, звук шарманки. Фитнесом бы занималась на улицах Лиссабона, там такие горки, что любая пицца спадает за час. А еще бы я просто ехала в электричке где-то, где маковые поля, в Италии, например, или в Хорватии... Черт, ну вот и что мне теперь делать с этим настоящим сегодняшним вечером? :)))

A.V. Думаю, самое реальное - организовать массаж в 4 руки :) Только свистни - массажисты набегут. Лия, Вы так вкусно написали, но это, на мой взгляд, не о прошлом. Это всё есть в настоящем, просто существует в параллельной реальности. И к этому всему можно вернуться. Я имела в виду иное прошлое - какие-то потрясения, глубокие переживания, фееричные инсайты, связанные с теми или иными событиями (или людьми), которые уже никогда не повторятся в настоящем, понимаете?

Лия. Да, я понимаю. У меня нет таких людей в прошлом. У меня есть ТАКИЕ места.

A.V. Я Вам завидую!
      
Лия. А я - Вам. У меня самые яркие ощущения - не от отношений, а от вот этого прекрасного чувства, когда мир - маленький и весь мой.

A.V. Хорошо. Следующий вопрос, возможно, покажется некорректным. Я хочу поговорить о Вашем проекте - сборнике "Оранжевые Облака". То, что Вы делаете - объединяете авторов в одну книгу - достойно! Но... ЛГБТ-культура в целом - усовершенствовалась ли со временем, или, наоборот, деградировала и нуждается в реабилитации?


Моё субъективное, (возможно, ошибочное) мнение: всё больше людей в "теме" впадают в невежество, не способны вести конструктивный диалог, быть интересными собеседниками... Большинству не хватает знаний, зрелости, какой-то душевности, смелости, роста; вместо этого - необоснованно высокая планка требований.

Если человек действительно талантлив, его оценят и ЗА пределами узкой субкультуры. Вспомним Оскара Уайльда. Не кажется ли Вам, что Вы просто даёте возможность людям, которые не могут (или не хотят) вырасти из рамок, которые варятся в собственном соку, загоняя самих себя в тупик, - понежиться в тени Вашей славы? Я не хочу упразднять чьи-то способности, талантливые люди всегда были, есть и будут. Речь о средней массе.

Лия. Я, разумеется, считаю, что талант должен вырасти из тени гей-культуры, гей-литературы и прочего. Я не думаю, что падение уровня интеллектуального - проблема геев, это проблема всех. И я скептически отношусь к способностям любой группы людей поддерживать общие ценности и общую идею. Природа человека такова, что он в любой группе всё загадит, такова психология малых групп, они неизбежно распадаются, и любая компания геев или лесбиянок тоже неизбежно превратится в осиное гнездо или клоаку. Я считаю, что примерно все одинаково инфантильны: что гомо, что гетеро.


Объединяя авторов в сборник, я не веду речи о ЛГБТ-книге, я собираю всех, и, если проект успешен, то мы все получаем бонусы: и я тоже, потому что для меня это нормальный бизнес-проект, я умею делать большое дело одна, меня знают, мне доверяют, я ответственна, но я этим зарабатываю, иначе, конечно, я не стала бы тратить три месяца своей жизни на рассылку, переговоры, переписки, чтение тонны стихов, по преимуществу плохих, редактирование, капризы авторов, подготовку к печати, да даже грузчик тоже я, потому что много десятков тяжеленных коробок надо привезти в Москву, разослать по городам через Почту России, а это совершенно адское занятие, ну и организация презентаций и продвижения участников тоже на мне.

Поскольку каждый платит по 5000 рублей, то мне приходится быть очень грамотным менеджером, чтобы все сделать четко, качественно, нигде не ошибиться, чтобы все были довольны, и чтобы я при этом заработала. А серая масса - это 99 процентов всех. И тех, и тех. Я бы не делила совершенно. Девочки на селфи с губами уточкой - это поколение, мальчики быдлячьи - поколение. Ура-патриоты - ну поколение идиотов постарше. Либералы - тоже. И особо умников я не вижу нигде. Меня это расстраивает, эта радостная массовая деградация. Еще больше меня расстраивает то, что вся эта масса теперь "имеет слово" в интернете. Еще больше - очевидная неактуальность действительно качественной поэзии, например, литературы, кино. Но я не уверена, что когда-то было иначе, я историк по образованию - и кроме Древней Греции я что-то не могу припомнить относительно симпатичных в интеллектуальном и культурном плане периодов истории цивилизации. Люди по природе - тупы, злы, ограничены и инфантильны, живут вокруг своего живота и половых органов, уничтожают себя и ненавидят себе подобных. И уничтожают, разумеется, ударными темпами. Я тут бессильна. И стараюсь меньше переживать от этого бессилия.

A.V. Спасибо за смелое высказывание! А как Вы понимаете выражение "пропаганда сексуальной ориентации"?

Лия. Я не очень понимаю, что такое "пропаганда сексуальной ориентации", но, в принципе, любое положительное упоминание о гомосексуализме, признание равных прав во всех сферах - это, наверное, тоже по-своему пропаганда. Например, крашеные блондины. Допустим, шум был бы вокруг крашеных блондинов. И был бы введен запрет на обесцвечивающие краски для волос. Тогда любой блондин на экране был бы провокацией. Если утрировать, то пропаганда сексуальной ориентации должна выглядеть так: "Дорогие дети, когда вам исполнится лет 15-16, обязательно попробуйте переспать с человеком своего пола. Делайте это, даже если вам не понравится сразу, может быть, привыкнете. Потому что однополый трах - это круто!"

A.V. Как говорит моя приятельница - "оборжаться про войну". Очень смешно :))). Есть ли у Вас помощники в проекте "Оранжевые облака"?
Книга Оранжевых Облаков
Лия. Нет, только мой приятель-дизайнер, он делает макет обложки, я даже не вмешиваюсь, он делает какую-то совершенную красоту и стиль, на мой взгляд :) Обложки всех моих книг - его рук дело. Я только пишу название книги и все. Редактор и корректор - это уже в издательстве. Я могу пропустить и запятые, и какое-нибудь "не с прилагательным", так что сначала я все вычитываю раз по 10, потом они, потом я снова просматриваю всю распечатку с их пометками.

A.V. Когда планируете выпустить книгу?

Лия. Скорее всего, в начале октября.

A.V. Будет ли копия этого сборника в электронном формате и на каком ресурсе?

Лия. Будет на многих, думаю, на всех "амазонах" и "литресах". Там у меня моя повесть лежит, туда же и сборник выложу.

A.V. Какая повесть?

Лия. "Голова самца богомола". Почитайте :). Короткая штуковина и очень неоднозначная. Не могу сказать - хорошая или плохая, но имеет право на существование, безусловно.

A.V. Хорошо. О чём эта книга (в одной фразе)?

Лия. Об идиотизме, инфантилизме и пропорции этих качеств в каждом из нас.

A.V. Я вскользь прочла отзыв о Ваших других произведениях на портале Лабрис.ру - сами книги не нашла, поэтому пришлось довольствоваться рецензией. Она была не очень лестной, прямо скажем. Речь шла о том, что тема из романа "Ничья" повторяется в книге "L". Не боитесь ли Вы, Лия, остаться "автором одной книги"?

Лия. Отзыв мало того, что "не очень лестный", он еще и без прочтения книги. Нет, не боюсь. У меня лежит в столе книга, автором которой я останусь как бы в истории, но я пока морально не готова выпускать её в свет. Скорее всего, она у меня пойдет "через одну".

A.V. Только что хотела спросить - есть ли что-то, что Вы пишите "в стол"? :) Но Вы меня опередили. Какое название у этой книги?

Лия. "Тремор". Но она - не Литература.

A.V. Кстати, я подумала, что вовсе неплохо быть "автором одной книги". Книга еще не начинается, а читатель уже входит в ритм прозы или поэзии любимого автора, уже озадачен знакомыми парадоксами, уже задумался над непрочностью человеческих отношений, уже споткнулся о фразу, которую хочется прочесть еще раз, даже вслух: мозг вскипел, душа засветилась! :)

 

Какой из Ваших стихов самый Ваш любимый? (из наиболее глубоко выстраданных)

Лия. Поэма "Вот оно".

A.V. Я прочту. Назовите "ТОП-5 книг от Лии Киргетовой", который должен прочитать каждый.

Лия.

1. Кастанеда "Путешествие в Икстлан"         

2. Ошо "Храбрость"
3. Ричард Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"
4. Данте "Божественная комедия"
5. Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ".

Лия. Ого! Этот список не для каждого :). Вопрос, который я задаю всем участникам интервью. Если бы Вам выпала возможность провести уютный вечер за чашечкой чая/кофе/какао в компании с какой-нибудь известной личностью мирового уровня, кто бы это был? Можно ничем не стеснять свою фантазию, вспомнить не только живых, но и тех, кого уже с нами нет.

Лия. Гаутама Будда.

A.V. Он разве бы разговаривал? ;)

Лия. Ну у него же есть рот и язык :))). Я бы хотела поговорить только людьми, реально достигшими просветления.

A.V. Они предпочитают пребывать в медитации, им не нужно говорить.

Лия. Значит, я бы присоединилась. Им не нужно, мне нужно - с ними. С обычными людьми мне не нужно :)

A.V. У меня возник некий резонанс с Вашими рассуждениям и мыслями Бальзака в его романе "Шагреневая кожа". Чем интенсивнее живет человек, тем быстрее он сгорает. Долголетие достигается созерцательным существованием, исключающим изнурительные страсти и действия. В том же русле Есенинские стихи *И мне, чем сгнивать на ветвях, Уж лучше сгореть на ветру...*. Выбором между противоположностями определяется суть человека. "При каждом желании я буду убывать как твои дни", - Бальзак очень тонко описывает эту идею, но так и не раскрывает ее. Исключить чувственное обладание и оставить только знание и созерцание, - но жизнь без острых волнений скучна. Как соединить в себе эту эклектику, эти две формы бытия - потакающую страстям и изолирующую от мира?

Лия. При всём уважении к Бальзаку, я не согласна с высказыванием о том, что человек быстро сгорает, живя интенсивной жизнью. Только пребывая в постоянном движении, человек живет по-настоящему, а не прозябает в скучном болоте повседневности. Как соединить две формы существования? Все зависит от возможностей - финансовых, жилищных, временных и так далее. Это такой необъятный комплекс, который мало у кого находится в гармонии. Возможно, ответ на этот вопрос будет найден мною или Вами через много лет, а может быть, и завтра.

A.V. Обнадеживающе звучит! :) Последний вопрос: что Вы можете пожелать начинающим авторам?

Лия. Много читать хорошей литературы, не учиться в литературных ВУЗах, не участвовать в литературных объединениях, не вступать в сообщества, ни с кем не тусоваться и не слушать своих друзей, которые пишут комментарии "Это великолепно!" Просто очень много читать и мыслить.

A.V. Лия, горячо благодарю за беседу! Я очень рада, что предложила Вам это интервью!

Лия. Я тоже рада. Спасибо Вам, Настя!

 

Гостиная и другие интервью